Обзор камеры Leica M6
Сегодня мы отправляемся в плёночное путешествие вместе с легендарной Leica M6. Краеугольный камень дальномерного мира, самый популярный и известный фотоаппарат компании. Элегантный похититель сердец, один из традиционных объектов вожделения и ненависти в мире фотографии. При желании можно было накинуть еще пару-тройку званий, но давайте включим режим ясной головы и попробуем разобраться, имеет ли смысл покупать и снимать на плёночную Leica M6 в 2024 году?
Сразу же парирую выкрики людей, которые свято уверены, что плёнка давно умерла. К вашему удивлению, господа, плёнка чувствует себя отлично, у неё не болит желчный пузырь, и озеро в лесу еще не начало своё зарождение. Это новости не из каких-то третьих уст, а самый настоящий личный опыт, помноженный на владение плёночной фотолабораторией. В 2022 году меня отпустила эта тема, но, как говорится, бывших плёночных фотографов не бывает, поэтому в 2024 я вновь вошёл в бурный аналоговый поток, обнаружив, что санкции, запреты, бесконечные повышения цен и другие повороты судьбы не смогли задушить плёнку.
Само собой, стоимость удовольствий поднялась до совсем уж неприличных цифр, но при всём этом люди продолжают активно снимать. Возможно, со слезами на глазах и пустыми желудками. Даже не исключаю, что сейчас чьи-то дети сидят голодные на полу в пустой комнате и разглядывают очередную уличную серию снимков отца-творца, который спустил всю зарплату на свежий Ilford HP5. Вариантов тысячи, но давайте вернёмся к герою обзора – Leica M6.
На дворе начинаются свободные 60-е. Лейка продолжает снимать сливки от создания легендарной M3, которая опять вознесла компанию на Олимп фотографии. Но тут, не совсем внезапно, вылезают японцы с Nikon F и обламывают весь кайф своими зеркалами. Немецкий дальномерный крейсер начинает понемногу затягивать в водоворот низких продаж. Компания продолжает модернизировать своего бестселлера, создавая вариации M2 и М4, и, наконец, в 1971 выпускает гадкого утенка M5, который окончательно ставит контору на колени. 5 лет немцы чешут свои головы, а потом решают снять его с продажи и вернуть M4, добавив к названию разные цифры и буквы, влиявшие только на стоимость. В 1984 в M4-P установили TTL-экспонометр, но так как выпускать одну модель почти 20 лет было бы не комильфо, цифру в названии поменяли на 6. Тут мы наконец-то и получили то, что многими называется лучшей дальномерной камерой всех времен и народов.
У этого звания есть свои недоброжелатели, и некоторые из их аргументов тяжело игнорировать. Начнем с дальномера, который отказывается выполнять свои прямые функции при наличии очень контрастных сцен в кадре. Например, вы снимаете в помещении, где рядом с границей кадра оказывается окно с ярким светом. Мои поздравления – поле фокусировки в этот момент моментально превращается в белый квадрат, который никак не способствует попаданию в резкость. Съемка на улице в яркий солнечный день также постоянна сопряжена с этой историей. Лечится проблема традиционными для Leica методами – установкой прокаченного видоискателя от модели MP или её покупкой. В обоих случаях цена вопроса кусается сильнее аллигатора. Но всегда остаются бесплатные и самые простые варианты – избегать таких съемочных моментов или страдать.
Следующая претензия адресована второму важнейшему элементу камеры – затвору Leica M6. Да-да, тому самому тихому и приятному тканевому затвору. Даже на страницах мануала по камере указано, что объектив может выступать как зажигательное стекло. Если ваше детство было счастливым и вы уничтожали мелких насекомых при помощи лупы, то продолжать не вижу смысла. Для всех остальных – если будете долго красоваться на улицах со своей Лейкой на шее в яркий летний день, то прикрывайте объектив крышкой, иначе есть вероятность того, что солнечные лучи прожгут затвор. Не могу подтвердить, что это массовая проблема, но на зарубежных форумах можно обнаружить запросы с такими ситуациями. Все-таки хочется верить, что затвор Лейки выдерживает большее, чем наши советские товарищи.
По факту, это два технических недостатка камеры, которые могут немного омрачить вам жизнь. Как обычно, в подобных ситуациях хорошо выручает наличие головы на плечах. Ах да, максимальная скорость затвора в 1/1000 уступает конкурентам, которые могут похвастаться ещё и металлическими шторками, которые легко переваривают любые солнечные ванны. Сильно ли этот момент сказывается на эксплуатации? Да, в яркий день при чувствительности пленки в 200 ISO поснимать портреты на f.2/0 и меньше точно не выйдет, подтверждаю личным опытом. Один из вариантов решения проблемы — установка ND-фильтра на объектив (найти что-то вменяемое на резьбу 39 мм мне пока не удалось).
Замер экспозиции является точечным, что тоже надо постоянно держать в голове. Казалось бы, все эти ощутимые нюансы ставят под сомнение громкое звание “best of the best”, но почему же многие люди всё равно мечтают купить именно Leica, а не Bessa, Ikon или Hexar?
Вкратце все можно описать одной фразой — «Коварные Лейковские чары». Начнём с самого любимого – цены. Да, она высокая. И самое интересное, что она стабильно высокая. Покупка классической Лейки означает, что вы сможете продать её за те же деньги, а скорее всего и дороже. Пару лет назад они стоили в районе 120к, сейчас можно смело накидывать еще 100 тысяч (и даже больше). Да, курс валют не стоял на месте – справедливое замечание.
Давайте лучше посмотрим на ближайших плёночных конкурентов с M-mount. Возьмём, например, Voigtlander Bessa R2/3/4. Цены на некоторые экземпляры составляют ¾ стоимости Leica M6 на вторичке, и это оставляет много вопросов без ответов. Zeiss Ikon? Если вы готовы забрать его с собой в могилу, базара зиро, как говорится. Просто советую обратить внимание на то, как эти камеры годами висят в продаже за внушительные суммы (170-180 тыс.) и ждут своего единственного и ненаглядного. Промежуточный итог: если при покупке камеры вы всё-таки немного задумываетесь о будущем и не любите сливать технику ниже рынка, покупка Leica M6 крайне рекомендована.
Грязная и бездуховная денежная тема осталась позади. Давайте возьмем фотоаппарат в руки и попробуем описать эмоции. Подобно Leica M240 (мой обзор на эту камеру) и любой другой камере M-серии, M6 воспринимается как пришелец из идеального мира, где существуют только самые необходимые элементы управления. Но, в отличие от своих разжиревших на цифровой начинке правнуков, наш герой может похвастать первозданным минимализмом и идеальными габаритами корпуса. Камеру не хочется выпускать из рук, хотя её не очень-то и старались сделать удобной для них. 575 грамм металла кому-то могут показаться тяжелыми, но я всё равно буду настаивать на том, что вес – это надежность! Тем более, если камера будет болтаться на шее, вы всегда сможете почувствовать момент, когда у вас попробуют её украсть. В отличие от невесомых пластиковых Bessa, например. 1-0 в пользу брутальных немецких технологий.
Как и положено продукции Leica, все элементы управления обладают самыми правильными тактильными ощущениями, которые мгновенно дают вам постоянный бонус в 50% к удовольствию от жизни. Все на своем месте и срабатывает настолько четко, что крамольные мысли по поводу альтернативных сценариев совершенно не посещают голову. Даже маленькая ручка обратной перемотки пленки не просто откидывается, а делает это с роскошным щелчком, который может вызвать мурашки у сочувствующих. True Story, которую я наблюдал при демонстрации камеры своим друзьям-энтузиастам.
Обзор пленочного дальномерного фотоаппарата избавляет нас от дурацкой необходимости замерять пиксели, шумы на высоких ISO и прочие буржуазные элементы цифровых камер. Взамен мы получаем такой интересный опыт, как зарядка пленки в камеру. И здесь Leica M6 может похвастать одной из самых главных фишек пленочных камер M-серии. Немцы умудрились превратить базовый процесс на уровне похода в туалет в настоящий ритуал.
Совершать все пункты зарядки лучше сидя (как и туалетные дела), во избежания недоразумений. Во-первых, надо снять нижнюю крышку, и само собой, лучше не ронять ее. Откинуть дверцу задней стенки. После этого нужно взять пленку, высунуть примерно 10 см и вставить ее так, чтобы кончик попал внутрь шлицов намоточной катушки на противоположной стороне камеры. Затем пальцам подвинуть пленку на зубцы перемоточного ролика, прокрутить один кадр для верности и закрыть крышку. Ваши труды будут вознаграждены удобной индикацией результата. При правильном выполнении процедуры ручка перемотки будет вращаться вместе с каждым новым кадром. Если она останется неподвижной, то можно даже не снимать крышку с объектива во время съемки, результаты будут идентичны.
Итак, все необходимое для сотворения шедевров в наших руках, остается самый сложный этап – выйти на улицу и начать снимать. Если вы до сих пор думаете, что ценник на продукцию Leica априори обеспечивает идеальные 36 кадров с каждой пленки, спешу вас разочаровать – шансы сделать убогие снимки на камеру за 200+ тыс абсолютно такие же, как и на другой рабочий фотоаппарат в любой ценовой категории. Тут уже все зависит от ваших рук и головы.
Снимать на пленочный дальномер в 2024 занятие весьма непривычное и требует определенной сноровки. После цифровых и зеркальных благ современности первый раз может оказаться весьма болезненным. Тут я хотел бы попросить у вас найти пару минут времени, что поговорить про дальномер M6. В видоискателе ВСЕГДА присутствуют два набора рамок для фокусных расстояний, и по началу это может немного перегружать обзор. Но буквально через пару-тройку пленок дополнительные рамки перестают резать взгляд, и даже начинают помогать при кадрировании.
А вот еще один неоднозначный момент, который я так и не смог раскусить. Если вы установите на камеру широкоугольный объектив и решите воспользоваться дополнительным внешним видоискателем, то будьте готовы к следующему. Горячий башмак на Leica M6 расположен НЕ над объективом, поэтому для задуманного кадрирования вам нужно будет продолжать пользоваться встроенным видоискателем, а внешний использовать просто для оценки пространства, попадающего в кадр. Впрочем, быстрый поиск в интернетах выявил схожую историю у большинства конкурентов, так что это мои личные дилетантские претензии к суровому и элитному дальномерному миру.
Продолжаем тусоваться в зоне наведения. Компания Leica определенно достигла самых заоблачных высот в навыке срубания денег со своих фанатов, ведь даже видоискатели могут отличаться от камеры к камере. M6 выпускалась с тремя разными коэффициентами увеличения. Золотая классика – это 0.72, в которой фокусное 28мм практически полностью соответствует площади видоискателя. Также можно найти вариацию 0.85, где уже 35мм выполняют схожие функции. А на модификации M6 TTL увеличение составляет внушительные 0.58, в которых площадь 28мм рамок почти что схожа с 50мм на 0.75. При этом более широких вариантов не предусмотрено. Classic. Определенно, Leica намекает нам, что самый правильный вариант, (по их мнению) – иметь отдельную камеру под каждое фокусное. И желательно лимитированной серии. Да, кстати, вот вам ссылка на весь список вариаций и лимиток M6. Читать вы будете его раз в 5 дольше, чем мой обзор.
Ладно, все мы привыкли к отсутствию французских сыров на столах и засилью китайского автопрома на дорогах, как-нибудь справимся и с дальномером M6!
Продолжаем нашу фото-прогулку. Ловим момент из жизни города. Кадрирование произведено, осталось разобраться с экспозицией. Тут наш джентльмен из высшего общества наконец-то ведет себя подобающим образом. Принцип работы встроенного экспонометра не отличается от конкурентов – при легком нажатии на кнопку спуска в нижней части видоискателя начинает светиться один из двух красных треугольников. Теперь нужно выполнить небольшой квест – при помощи диска выдержек и диафрагмы включить оба треугольника. Миссия не очень сложная, а наградой будет правильная экспозиция на снимке. Кстати, повторить подвиги героя Юрия Никулина из «Бриллиантовой руки» не выйдет — при установленной на объективе крышке экспонометр начинает яростно моргать обеими стрелками, намекая, что сейчас не самое лучшее время для кадра.
Возможно, я немного привередлив, но добавлю, что колесико выдержек весьма тугое, и оперативно поменять значение одним пальцем не всегда удается. Кто знает, может быть, у M6 есть модификации с разными значениями упругости элементов управления? (само собой, дороже обычной)
Пленки отсняты, камера приятно напоминает о себе своим весом на шее, и на ход ноги начинают появляться мысли о подведении промежуточных итогов. Стоит ли брать пленочную Leica M6 в 2024 году? Сначала вынесем сухой вердикт из плюсов и минусов.
Плюсы:
— У вас есть Leica M6.
— Ваше настроение, бицепсы и еще кое-что увеличиваются каждый раз, когда вы берете камеру в руки.
— Общее качество исполнения и надежности находится на высочайшем уровне в индустрии.
— Тихий затвор.
— Вес — это надежность.
— Повышенное внимание к вашей персоне и камере.
— Приятные инвестиции.
Минусы:
— Ценник на камеру может кусаться.
— Неоднозначный и даже проблемный видоискатель.
— Возможность прожечь затвор на солнце.
— Повышенное внимание к вашей персоне и камере.
— Скорость затвора уступает основным конкурентам.
Теперь давайте ненадолго перенесемся в мир, где технические характеристики не имеют особого значения. Некоторые вещи в нем обладают особенным шармом, который нельзя раскусить обычной логикой. Случай с Leica M6 как раз из этой оперы. Технически камера уступает своим конкурентам по некоторым параметрам, но при этом остается недосягаемой для них в плане вожделения многих обывателей. Такой вот удивительный факт, который наверно можно описать «Коварные и дорогие чары Лейки». Признаюсь — я под них попал, и не вижу здесь ничего плохого.
Никакие обзоры и тесты не смогут поменять эти расклады, остается просто жить с этим. И по возможности не тратить время на бессмысленные споры. Одни будут продолжать ненавидеть немецкие фотоаппараты, другие будут их покупать. Давайте просто позволим людям тратить большие деньги на камеры и получать от этого удовольствие. Покупка спорткара не обязует ездить на нем только по гоночному кольцу, так и покупка пленочной Лейки не должна требовать от человека превращения в профессионального фотографа или что-то доказывать. Эстеты есть на всех уровнях. Если вы хардкор-тру стрит художник и реально хотите много и удобно снимать на дальномер, то лучше взять Bessa, благо M-mount открывает доступ к невероятному количеству объективов различного качества и стоимости. Хотя кого я обманываю? Тру-художники снимают на Фэд.