Обзор Voigtlander 21mm 1.4 Nocton Aspherical VM

Всем привет! Сегодня хочу рассказать вам про ещё один великолепный объектив от Voigtlander (Обзор на Voigtlander Nokton 35mm 1.2 SE E-mount), за который инженеры компании явно получили премию в виде ящика саке в конце квартала. Речь пойдет о Voigtlander 21mm 1.4 Nocton Aspherical VM.

Объектив Voigtlander 21mm f:1.4
Герой обзора — объектив Voigtlander 21mm f1.4.

История его приобретения не может соперничать с сюжетами фильмов Кристофера Нолана, но все же. После покупки 35мм от Фойтов я быстро осознал, что жизнь без широкого угла не может считаться полноценной. Тем более, в одном фото магазине Москвы на тот момент были дикие скидки на продукцию бренда, и упускать такой шанс было бы грешно. Выбор оказался сложный, ведь под нужную категорию попадало сразу три объектива Voigtlander.

Итак, список претендентов на покупку:

— 21mm 3.5 Color Skopar aspherical VM,
— 15mm 4.5 Super Wide Heliar aspherical III VM,
— 21mm 1.4 Nocton aspherical VM.

Если вы шарите за тему, то наверняка сможете прочувствовать всю тяжесть выбора. Каждый из них по-своему великолепен, особенно новый 21mm 3.5, который подкупает своим винтажным видом и крохотными размерами. Лично для меня, габариты оптики для M-mount являются одним из самых важных факторов. Поэтому внятно объяснить покупку самого большого объектива из всех вариантов я вам не смогу. Возможно, клюнул на светосилу, хотя для широкоугольной оптики это определенно не самый важный параметр.

Объектив Voigtlander 21mm f:1.4
Voigtlander 21mm f1.4, вид сверху.

Но выбор был сделан, и этот металлический монстр оказался у меня. Это звание объектив получает не только за свой весьма солидный вес в категории (480 грамм), но и за качество сборки. Все знают, что Voigtlander – это только металл и стекло, но здесь тактильные ощущения возведены до уровня Олимпа и могут смело конкурировать с продукцией Leica и возможно даже превосходят её. (Только не кидайтесь камнями за крамолу!)

Большое и удобное кольцо фокусировки хочется крутить туда-сюда без остановки, просто для удовольствия. А для описания эмоций от кликов диафрагмы одних печатных слов будет явно недостаточно. Не даром на сайте производителя у объектива в его основных характеристиках честно указано: «Extremely solid construction». Спорить с этим real бессмысленно, this is эктсримли кул щит.

Обзор на объектив Voigtlander 21mm f:1.4
Куда же без красной точки, да?)

Компания также проделала серьёзную работу с начинкой объектива. У меня был его предок 21mm 1.8 и, честно говоря, он не особо впечатлял. Да, достаточно светлый, в меру компактный, но каких-то уникальных моментов там не было. Здесь же совсем другой разговор: мощный корпус скрывает в себе 13 элементов, среди которых, помимо асферических и низкодисперсных, присутствует и плавающий! Настоящий оптический фулл хаус, который гарантирует топовые характеристики на всех дистанциях фокусировки.

Дополнительные очки визуальной крутизны объективу добавляет бленда необычной формы, которую при этом весьма тяжело использовать с поляризационным фильтром. Слегка приоткрою карты – Voigtlander 21mm 1.4 Nocton обладает феноменальной устойчивостью к контровому свету, поэтому вряд ли вы будете часто устанавливать ее.

Обзор на Объектив Voigtlander 21mm f:1.4
Бленда Voigtlander 21mm c нестандартной формой.

Перетерев за внешний вид, переходим к неизбежному – процессу съемки. Здесь положительные впечатления от объектива продолжают только усиливаться. На моей памяти это реально самый резкий представитель широкоугольных линз. Если вы осмелитесь закрыться хотя бы до f/2.0(!!!), то сразу получите достаточную резкость ПО ВСЕМУ полю кадра. Да, даже в углах. Это не шутки, господа! Посмотрите на эти примеры, результат на лицо. Невероятные показатели, единственное, что омрачает ситуацию – наличие сильного виньетирования минимум до f/2.8.

Набережная Марка Шагала. Кадр на Voigtlander 21mm 1.4
Voigtlander 21mm 1.4. Диафрагма f/1.4. Можем наблюдать сильную виньетку, невероятную резкость в центре и немного размытые края кадра.
Обзор на объектив Voigtlander 21mm 1.4
Кроп кадра на f/1.4. Слева — край кадра, справа — центр.
 Voigtlander 21mm 1.4, f/2
Voigtlander 21mm 1.4, f/2.
Кадр на объектив Voigtlander 21mm 1.4
Кроп кадра на f/2. Резкость по краю уже не сильно уступает центру!
Резкость объектива Voigtlander 21mm 1.4 на диафрагме f/2.8
Voigtlander 21mm 1.4, диафрагма f/2.8

Здесь Voigtlander 21mm 1.4 Nocton выступает в своей лиге. Если у других объективов нужно закрывать диафрагму для повышения резкости и уменьшения виньетирования, то здесь только для второго пункта) Примерно с f/4.0 виньетка становится не особо настойчивой, но полностью избавиться от нее возможно только программно. По факту у нас всегда есть бритвенно резкий ширик на 2.8 с возможностью открыться до f/1.4 для внештатных ситуаций.

Даниловский монастырь
Voigtlander 21mm 1.4, диафрагма f/1.4.
ЗИЛАРТ, Москва
Voigtlander 21mm 1.4, диафрагма f/4.0.
ЗИЛАРТ, Москва
Voigtlander 21mm 1.4, f/2.8, чб для драматизма.

Так вышло, что в один прекрасный солнечный день этой зимой в -18 градусов мне приспичило прогуляться до набережной, предусмотрительно захватив с собой древнюю Sony A7M2 и героя обзора. Помимо живописных кадров со скованной льдом Москвы-реки, я получил отличную возможность проверить Voigtlander 21mm 1.4 на устойчивость к контровому свету.

Москва-река в мороз -18
Voigtlander 21mm 1.4, диафрагма f/16.
Обзор на объектив Voigtlander 21mm f-1.4
Voigtlander 21mm 1.4, f/1.4. Как видите, солнце специально оказалось в самом ужасном месте, но никаких бликов или засветов!
Москва-река зимой в -18
Voigtlander 21mm 1.4, f/1.4. Солнце опять в неудачном месте, но мы получаем совсем небольшой блик по краю. Надеюсь, что отважные утки не замёрзли в тот день.

Итак, с резкостью и устойчивостью ко всяким пакостям мы разобрались, победа остается за объективом. Идём дальше, чтобы проверить еще один важный момент для широкоугольника  – дисторсию. Предыдущие оптические достижения Voigtlander 21mm 1.4 явно намекают, что и здесь все будет по высшему классу. Давайте посмотрим на результаты. Если что, никакой программной коррекции, только сырые jpeg с камеры.

Дисторсия объектива Voigtlander 21mm 1.4
Voigtlander 21mm 1.4, f/2.0. При большом желании можно рассмотреть минимальные искажения линий здания в нижних углах кадра.
Дисторсия объектива Voigtlander 21mm f-1.4
Voigtlander 21mm 1.4, f/2.0. Еще один скучный кадр, который демонстрирует нам околонулевые показатели дисторсии объектива.

Этот раунд опять за японскими инженерами и их произведением оптического искусства. Впереди маячит соблазн проверить объектив на простые человеческие радости размытия и возможности портретной съемки, ведь светосила Voigtlander 21mm способствует этим занятиям! Ожидать от широкоугольного объектива каких-то портретных свойств и безумного размытия – занятие сомнительное, но он всё-равно умудряется держаться бодрячком!

Портретная съемка на Voigtlander 21mm 1.4
Voigtlander 21mm 1.4, f/1.4. Объем и отделение Паши от фона на месте!
Размытие объектива Voigtlander 21mm 1.4
Voigtlander 21mm 1.4. f/1.4, минимальная дистанция фокусировки.
Съемка на объектив Voigtlander 21mm 1.4
Voigtlander 21mm 1.4 f/1.4. МДФ в 0.7 метра не позволяет залезть в душу, но поснимать кофеёк – без проблем!

Скорее всего, у вас уже созрел резонный вопрос: почему в конце марта я должен рассматривать зимние кадры? Каюсь, к спонтанной покупке добавилась и такая же продажа. Еще зимой объектив ушёл к новому владельцу, и я сейчас реально испытываю некоторое сожаление от его продажи. Это великолепное стекло с самыми навороченными технологиями, единственная расплата за которые – вес и габариты. Внезапная разлука привела к небольшому количеству отснятого материала на Voigtlander 21mm 1.4. На тот момент у меня еще не было плёночной Leica M, а сейчас я понимаю, что их союз мог быть весьма грандиозным! Эх, если бы не размеры, которые нивелируют одну из главных фишек дальномерных систем – компактность… Не совсем представляю, как можно целый день ходить с килограммом на шее. Sad but true.

Размеры Voigtlander 21mm 1.4 Nocton и виньетка на открытой диафрагме – это единственные минусы объектива. Но было бы странно ожидать, что такие выдающиеся оптические характеристики можно будет запихнуть в маленький корпус. Показатели резкости на любом расстоянии и диафрагме находятся в высшей лиге, до которой тяжело дотянутся большинству конкурентов. Устойчивость к бликам на таком же уровне, как и дисторсия. По факту, это лучшие мануальные 21мм, которые вы можете поставить на свою M-систему или БЗК через переходник. Не стоит забывать, что существует и версия для Sony E-mount с уменьшенной до 50 см МДФ и наличием электронных контактов.

Напоследок сухая выдержка из плюсов и минусов Voigtlander 21mm 1.4 Nocton Aspherical VM.

Плюсы:
— высочайшие показатели резкости на всех значениях диафрагмы по всей площади кадра,
— редкое сочетание фокусного расстояния и высокой светосилы,
— минимальная дисторсия,
— отсутствие color shift,
— высокая устойчивость к контровому свету,
— вес – это надежность,
— Extremely solid construction.

Минусы:
— внушительные габариты и вес по меркам M-mount систем,
— сильное виньетирование на показателях диафрагмы до f/4.0

Мой телеграм-канал, посвященный обзорам фототехники